Опрос

В Историческом музее открылась выставка о развлечениях XVII века. Какая бы была у вас любимая потеха, если бы вы жили при императоре?

Загрузка ... Загрузка ...

Видео

Торжественное открытие фестиваля «Зодчество`19» состоялось в Москве

Опросы

Какой вы видите последнюю страницу печатной газеты «Москва.Центр»?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Андрей Мерзликин: «Вернулся в родную школу, чтобы сыграть вместе с Ириной Купченко»

СПЕКТАКЛЬ ПАМЯТИ ДЕНЬ АЛЕКСАНДРА АБДУЛОВАВ ЛЕНКОМЕ

В российском прокате  три картины: «Зеленая карета», «Норвег» и «Училка» с актером Андреем Мерзликиным. Каждая из них – событие, которое становится объектом внимания большой аудитории во всем мире. Картина «Норвег» Алены Званцовой участвовала в Неделе российского кино во Франции (в прокате с 17 декабря),  «Училка» путешествует по всем городам России. Так, Андрей Мерзликин на интервью «ВМ» пришел прямо с поезда «Нижний Новгород – Москва», где была премьера и обсуждение «Училки».

Андрей, в фильме «Зеленая карета» ваш герой – знаменитый режиссер. Помог ли вам  собственный режиссерский опыт (Андрей Мерзликин – режиссер  короткометражного фильм «GQ») в работе над ролью кинорежиссера?

Да, это позволило мне заглянуть по ту сторону камеры и примерно понять – с какими сложностями сталкивается режиссер, какие задачи решает. Замечу, что с тех пор  еще больше  стал уважать эту профессию и без того занимающую в иерархии кинопроизводства –лидирующую позицию.  Теперь все титры читаю до конца, ибо нет ни одной случайной фамилии в создании фильма. В работе над «Зеленой каретой» мне пригодился опыт и режиссерский, и актерский, и человеческий.

Несмотря на приключенческое название фильма «Зеленая карета» в нем поднимаются серьезные нравственные вопросы – о цене, которую мы платим за успех, о профессиональной чести. Возможно, у вас была своя точка зрения, отличная от режиссера и автора сценария?

В основе фильма - история основанная на реальных событиях из жизни нашего сценариста Артема Виткина. Более того, когда мы уже снимали картину, судьба, что называется, указывала нам реальные сюжеты из жизни известных людей. После премьеры  в Москве к нам подходили люди и говорили, что таких людей как мой герой или подобных ему – они знают или были свидетелями похожих драматических историй.

Если говорить о вашем герое – какое из искушений – славой, властью, деньгами – самое коварное?

У нас в фильме речь идет только об искушении славой. Вряд ли кто будет оспаривать, что желание быть успешным, знаменитым – противоестественное. Тем более, если ты – человек творческий и стремишься к пику реализации? Бывает, что в публичной профессии успех достигается «локтевыми движениями», когда говорят – «по головам идет». А в таких коллективных видах творчества как кино, театр успех одного человека зачастую является соборным успехом.   Нередко среди нас  есть такие, которые думают, что они - «зубры» и всего достигли сами. Грустно наблюдать, как человек может самовосхищаться.  Мне бы хотелось себя и своих друзей держать в неком тонусе, напоминая друг другу о том, успех-это не цель, а средство для достижения новых вершин. Лично мне нравится статус- «Молодой и подающий надежды». Иногда  сам себя так анонсирую. Когда в городах, где представляю премьеры, играю в спектаклях,  меня спрашивают: «Как вас представить публике?», с юмором отвечаю: «Молодой, подающий надежды актер театра и кино».

Кстати, вы прекрасный театральный актер – ваша работа с Владимиром Мирзоевым в спектакле «Предательство» - достойна внимания. Есть мнение, что кино, по большому счету, режиссерское искусство, где от актера не очень-то многое и зависит, тогда как в театре – актер – главный человек.

В театре режиссер тоже главный человек. Правда, в театре момент сотворчества имеет большую временную продолжительность, чем в кино.  У актера во время репетиций спектакля больше шансов на самореализацию, на возможность быть сотворцом. В театре актер может пробовать, совершать ошибки. Тогда как в кино право на ошибку исключается. Каждая ошибка в кино – это неудачный, а значит, испорченный дубль. Как правило, в современном отечественном кино нет времени подолгу репетировать сцену, а значит, внутренний резонатор актера должен быть так точно настроен, чтобы с полуслова понимать режиссера и тут же предлагать рисунок роли, интонацию.

Как достигается столь виртуозное мастерство актера в кино?

Это происходит, как правило, в том случае, если актер точно попадает на роль. Поэтому говорят, что очень важно для режиссера  сделать верный кастинг. 100-процентное попадание актера на роль – гарантия успеха. В этом случае режиссер только направляет актера, помогает ему.

Назовите пять удачных фильмов, которые вы считаете своим успехом?

Фильмы:  Петра Буслова «Бумер», Антона Сиверса «Качели», «Гидравлика» Евгения Серова, «Брестская крепость» Александра Котта, «Рассказы» Михаила Сегала и «Зеленая карета».

Как бы вы поступили, окажись на месте режиссера Вадима Раевского, фильм которого выдвинут на премию «Оскар», его настигает триумф, успех, а на него параллельно обрушиваются  личные трагические события?

Мне не очень нравится состояние, когда я пытаюсь представить – «а как бы я поступил, окажись на его месте?». Но чтобы понять персонаж, я должен ответить на эти вопросы . Это необходимо  еще и потому, что история – личностная. Да, и обманывать зрителя не хочется. Если актер где-то «недоиграл" или «переиграл», то история фильма «Зеленая карета» легко мола уйти из жанра драмы в некое моралите, поучительную историю. А хотелось, чтобы зритель не осуждал моего героя, а сострадал ему. Есть же такое понятие: «заблудившийся»? Это не значит, что он погибший, просто  пошел не по тому пути. К тому же мой герой – и людей любит, и свою семью любит, и профессию любит, но он зашел в такой тупик, откуда без помощи не выбраться.

Андрей, когда вы принимаете решение – играть роль или не играть, думаете ли о  реакции своих детей на эту работу?

В моей фильмографии есть работы, которые я бы хотел, чтобы дети увидели попозже, а не в раннем возрасте. Я считаю, что мой сын Федор перенимает мое поведение не только в быту, но и у моих персонажей, и поэтому я задумываюсь – кого играть?

В прокате -  фильм о современной проблемной школе «Училка» с вашим участием. Роль спецназовца небольшая, но запоминающаяся. Расскажите, пожалуйста, как вы оказались в этой картине?

Позвонил режиссер фильма Алексей Петрухин и сказал: «Андрей, мне нужен всего лишь один съемочный день. Будешь сниматься с Ириной Купченко». Но как я мог отказаться? А когда узнал, что съемки будут проходить в моем родном городе Королеве, в моей родной начальной школе номер семь, то был потрясен. 30 лет я не был в родном городе.

Как вы учились в школе?

Хорошо учился. Жаль, что моя учительница не дожила до этой встречи. Моя первая учительница – Светлана Гавриловна, и я верую, что фильм «Училка» - мой посыл ей, мое «Спасибо!». В финале фильма звучит мысль об умении вовремя сказать «спасибо» своим учителям.

Андрей, вы – человек правильный,  с хорошим характером, верными ценностями, не так ли?

Характер у меня не такой уж и хороший. Но я над ним работаю. Понимаю, что очень легко скатиться в эгоизм, в состояние, когда ты делаешь только то, что тебе удобно, нужно, выгодно, когда  тебе хорошо. Для меня правило: «Делай, что должен, и будь, что будет» - определяющее.  В актерской профессии надо уметь смирять себя – не терпеть, изменяя своим убеждениям, а именно усмирять себя и свои «хотелки». К тому же не всегда наши желания правильные и нам полезные. Все же мне хочется думать, что я нахожу силы  попросить прощение за свои ошибки, неловкости.

На ваш взгляд, что нужно изменить в нашей системе школьного образования?

Однажды я вспомнил пословицу, которую часто слышал в советском детстве: «Чужим опытом сыт не будешь», и подумал: «А если жить чужим опытом и уметь использовать его для себя правильно?». Почему бы не научить себя жить опытом прочитанной книги, героев, опытом людей, которых уважаешь? Почему бы не жить опытом своих предков, родителей? У меня есть совет Министерству образования России – ввести в школах курс «История кино». Нет ничего проще, чем попробовать научить детей смотреть кино, ибо это так увлекательно, и в то же время образовательно. Ничто так не объединяет людей, как сказки, книги, фильмы, которые смотрели вместе. Подчеркиваю – «вместе».

Кто для вас главный учитель в жизни, непререкаемый авторитет?

Мама. Ее принципы жизни и ее координаты ценностей. В детстве всегда знал, что мама хочет, а чего не хочет, за что ей будет радостно, а за что - горестно и стыдно. Это не означает, что я не огорчал ее, проходя этапы взросления. Но мама ни разу не усомнилась во мне. Абсолютная вера мамы позволяла мне двигаться вперед.

Мама смотрит ваши фильмы?

Мама - главный мой критик. У мамы основной критерий – смогла ли она абстрагироваться и принять того или иного персонажа, переживать за него, забыв на пару часов, о том кто его исполняет! И еще она тяжело переживает фильмы где мои герои погибают… Но однажды я пригласил родителей на съемочную площадку, где они увидели как снимаются трагические сцены, и они увидели что ко всему в кино, равно как и в жизни, надо относиться с юмором!

Ваша мама – с юмором? Видимо, вы от нее унаследовали умение пошутить?

Да, моя мама с юмором. Но еще с большим юмором моя супруга – Анна. Ее чувство юмора меня, держит меня на плаву.

Новости партнеров