Опрос

В ближайшее время от «Лужников» запустят канатную дорогу. Будете ли вы пользоваться ею?

Загрузка ... Загрузка ...

Опросы

Какой вы видите последнюю страницу печатной газеты «Москва.Центр»?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Чайка над временем

20 февраля 2018 года. Театр имени А. П. Чехова в Камергерском переулке. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
20 февраля 2018 года. Театр имени А. П. Чехова в Камергерском переулке. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
20 февраля 2018 года. Театр имени А. П. Чехова в Камергерском переулке. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
20 февраля 2018 года. Театр имени А. П. Чехова в Камергерском переулке. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Мимо этого дома в Камергерском переулке набожные москвичи в конце XIX века пробегали, осеняя себя крестом.

начале следующего века располагавшееся здесь царство неприличных танцев под руководством антрепренера Шарля Омона сменил первый в городе общедоступный театр, основанный Станиславским и Немировичем-Данченко. Тогда его и узнала вся театральная Москва.

— История владения по Камергерскому переулку, 3, берет начало в XIV веке, — рассказывает краевед Александр Усольцев. — По легенде оно принадлежало полководцу Дмитрия Донского.

Что происходило с домом три следующих столетия, история умалчивает. Но со второй половины XVIII века деревянным домом владела семья князей Одоевских. Здание сгорело в 1812 году, а на его месте отстроили каменный особняк. В середине XIX века дом в Камергерском (кстати, тогда переулок звался Старогазетным, считаясь продолжением современного Газетного переулка) приобрел Сергей Римский-Корсаков, проживший здесь два десятка лет. В 1870-х имение продали с аукциона. Вскоре единственным владельцем стал купец Лианозов — с него-то и началась будущая театральная история.

Лианозов решил перестроить здание под театральные нужды. Он пригласил архитектора Михаила Чичагова, и вскоре здание с большой сценой и вместительным залом стало сдаваться  в аренду театральным коллективам: труппе известного московского антрепренера Лентовского, кафешантану Омона, итальянской опере. Здесь прошли первые выступления Частной оперы промышленника, мецената Саввы Мамонтова.

В 1898 году Лианозов заказал архитектору Федору Шехтелю перестроить флигель. Дом Лианозова арендовал Савва Морозов, и его средства, умноженные на творческую энергию гения Шехтеля, по выражению Станиславского, «превратили здание в «изящный храм искусства» в стиле модерн». Сюда и переехал общедоступный театр. Символом нового «храма» стала птица — чайка, прославившая двух гениев эпохи. Автором знаменитого занавеса с изображением чайки стал Шехтель. Жест был данью уважения другу архитектора Антону Чехову.

1902 год. Театр после реконструкции, проведенной Шехтелем. Фото: Pastvu.com
1902 год. Театр после реконструкции, проведенной Шехтелем. Фото: Pastvu.com

Восхитительные интерьеры Шехтель спланировал безвозмездно. Есть история, рассказывает Усольцев, как Морозов со Станиславским и с Немировичем-Данченко вели переговоры: «...Станиславский и Немирович озабоченно переглянулись. Какую цену заломит знаменитый зодчий? Но спросить не решались. Не касался этого вопроса и Морозов. После томительной паузы он вымолвил: «Что касается финансовой стороны...» Тут Шехтель предупредительно поднял руку: «Об этом, милостивые государи, говорить не будем. Заказ театра, украшающего Москву, я почитаю за честь выполнить безвозмездно». Станиславский и Немирович оцепенели. Морозов рассмеялся: «Знай наших! Фамилия Шехтель иностранная, а размах у Франца Осиповича истинно русский!» Более сотни лет продолжается театральная история Московского художественного театра, который с 1989 года носит имя Антона Чехова.

КОММЕНТАРИЙ

Александр Усольцев, краевед, экскурсовод
Александр Усольцев, краевед, экскурсовод

Над входом МХТ разместился один из замечательнейших памятников своей эпохи — рельеф работы Анны Голубкиной «Волна». Рассмотрите его с разных углов — талант Голубкиной позволил ей создать произведение, которое может меняться даже в зависимости от освещения. Театр привлекал лучшие творческие силы столицы во все времена.В советское время, в 1930-е годы, в театре работал Михаил Булгаков. С 1930 по 1936 год писатель трудился в театре помощником режиссера и даже играл роль судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. В роли Булгаков совершенно неузнаваем — остались любопытные фотографии.

Новости партнеров