Губительная страсть мецената

Автор: Елена Пугачева
Вид особняка на Садовой-Спасской, дом 6
Вид особняка на Садовой-Спасской, дом 6

Дом покровителя искусств Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской, 6, получил название «московских Помпей» с легкой руки журналиста одной из городских газет начала XX века.

Неказистый трехэтажный особнячок на Садовом кольце сотню лет назад был мощным арт-центром Москвы.

Савва Мамонтов с женой Елизаветой Григорьевной вскоре после свадьбы
Савва Мамонтов с женой Елизаветой Григорьевной вскоре после свадьбы

Концентрация талантов

История культурного центра под предводительством московского Лоренцо Медичи — так современники называли Савву Мамонтова — начинается в 1860-х годах. Савва Иванович приобретает дом, который стал одним из центров художественной жизни города. Здесь бывают Репин и Поленов, Серов и Васнецов, Левитан и Суриков. Разглядеть талант — такой редкой способностью обладал Савва Иванович. Изысканным вкусам хозяина вторили и интерьеры. Потолок столовой был отделан мореным дубом, стены украшали картины Коровина и Васнецова, полы — итальянская мозаика. А в доме еще и пели!

Ворованное счастье

Частная русская опера обязана своим рождением дому на Садовой. Под игристое в изящных бокалах раздавался густой бас Федора Шаляпина, звучали оперы РимскогоКорсакова, Мусоргского, Даргомыжского, слышался женский смех… Возможно, тот самый смех стал для Саввы Ивановича роковым. Увлечение оперой совпало с влюбленностью в певицу Татьяну Любатович.

«Всей Москве известно: миллионщик Мамонтов держит оперу ради своей пассии — певички Татьяны Любатович. Публика не прощала певице ее ворованного счастья у другой, у законной, у достойной»…

В гостях у Саввы Мамонтова известные художники того времени
В гостях у Саввы Мамонтова известные художники того времени

От Мамонтова уходит жена, Елизавета Григорьевна (супруги не разводились, сохраняя дружеские отношения).

«…Обманутая, оскорбленная, она несет свой крест, не жалуясь, не протестуя», пишет В. Бахревский в книге «Савва Мамонтов».

Театральный критик А. Амфитеатров скажет: «Влюбленность Мамонтова была главною причиною возникновения в Москве… Мамонтовской оперы, воспитавшей целое поколение артистов…».

Крах Помпей

Но ни одна история не может избежать своего конца. В 1899 году Савву Ивановича обвиняют в растратах — и он закладывает дом в уплату долгов.

В 1901 году в опечатанный дом проникает журналист одной из газет. Скоро в прессе появится очерк «Помпея в Москве»: «Толстый слой пыли на картинах, мебели, рояле, скульптуре… Холод, смешанный с пронизывающей сыростью, прочно и нераздельно владел домом… Не хочется верить в существование сознательного вандализма в просвещенном XX веке…» Несмотря на оправдательный приговор суда, дом Мамонтова ушел с молотка.

Татьяна Любатович в образе Кармен
Татьяна Любатович в образе Кармен

Богатейшие интерьеры и утварь испарилась — лишь малую часть вещей друзьям бывшего хозяина удалось передать в Третьяковскую галерею.

Время докончило дело в 1912 году, когда новая хозяйка Мария Страхова принимает решение о перестройке трехэтажного здания и возведении новых построек. Так окончательно были разрушены творческие Помпеи в Москве.

НА ЗАМЕТКУ

Имущество Саввы Мамонтова было распродано почти полностью, многие ценные произведения ушли в частные руки. Железная дорога ушла в государственную собственность по стоимости, значительно ниже рыночной, часть акций досталась другим предпринимателям. Все долги были погашены.



Новости СМИ2