Опрос

Рождественский фестиваль «Живые души» пройдет с 15 по 19 января в 15 библиотеках ЦАО. Хотели бы вы стать его участником?

Загрузка ... Загрузка ...

Видео

Животным из Московского зоопарка привезли нераспроданные ели

Опросы

Какой вы видите последнюю страницу печатной газеты «Москва.Центр»?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Марк Захаров: Я помню первозданную Пресню

Художественный руководитель Московского государственного театра «Ленком» Марк Захаров вспоминает: «Мы с азартом играли в футбол, особенно зимой, потому что падать на снег было мягче». Фото: photoxpress
Художественный руководитель Московского государственного театра «Ленком» Марк Захаров вспоминает: «Мы с азартом играли в футбол, особенно зимой, потому что падать на снег было мягче». Фото: photoxpress
Художественный руководитель Московского государственного театра «Ленком» Марк Захаров вспоминает: «Мы с азартом играли в футбол, особенно зимой, потому что падать на снег было мягче». Фото: photoxpress
Художественный руководитель Московского государственного театра «Ленком» Марк Захаров вспоминает: «Мы с азартом играли в футбол, особенно зимой, потому что падать на снег было мягче». Фото: photoxpress

Народному артисту СССР, художественному руководителю театра «Ленком» Марку Захарову исполнилось 85 лет.

С юбилеем и с вручением награды «Герой труда России» 30 октября его поздравили участники «Директорской ложи», руководители театров Москвы. О том, какой ему вспоминается Москва и как эти воспоминания отразились в спектаклях, которые он ставил, Марк Анатольевич рассказывает корреспонденту «МЦ».

— Каким было детство московской детворы?

— Воспоминания о том периоде сохранились самые светлые, несмотря на то, что послевоенное детство было достаточно голодным. Но при этом веселым. Красную Пресню, где родился и жил, я запомнил в первозданном виде: утопающую в зелени, с голубятнями, с банями на углу Баррикадной улицы и, разумеется, зоопарком. Все это для меня — дорогие сердцу места, сохранившиеся в большей степени в моей голове. И если еду там на автомобиле, то грудь каждый раз сжимается от предательских эмоций. На улице Заморенова, где жила наша семья, я впервые увидел паривший над городом дирижабль, слушал по дребезжащему репродуктору детские радиопередачи артистки Марии Бабановой, радовался веселым рассказам Зощенко.

— «Ребят с нашего двора» вспоминаете когда-нибудь?

— Я жил напротив 95-й школы. Ее потом снесли. И достаточно долго дружил с тамошними ребятами. Причем с двумя из них дружил всю жизнь. Один стал конструктором, разработчиком баллистических ракет и космических спутников. Другой — судьей, который, окончив институт, настроился на честную и ответственную работу.

— А преступность как-то ощущалась вами в то время?

— Ребята, с которыми я общался, сумели уцелеть и не попали под это, считавшееся в те времена романтическим, криминальное влияние. Мы с азартом играли в футбол, особенно зимой, потому что падать на снег было мягче. Катались на коньках: улица Заморенова, утрамбованная машинами, превращалась в настоящий каток. А коньки крепились прямо к валенкам: нога обматывалась веревкой, закрепляли обычной палкой.

— Многих людей старшего возраста сегодня, видимо, на фоне тотального разобщения, накрывает ностальгия по поводу совместного бытия в коммуналках. А вас?

— С бытовой стороны ни за что не хотел бы вернуться. Хотя соседи наши по коммунальной квартире были добрыми, внимательными к детворе, друг к другу, но на бытовой почве, конечно, ссоры случались частенько. Зато мы ходили на демонстрации, которые всегда оставляли радостное ощущение. А дома в эти дни был коллективный обед, соседи собирались за одним столом...

— Какие явления московской жизни нашли отражение в ваших спектаклях?

— Ну, например, старая московская коммуналка была воссоздана художником Олегом Шейнцисом в спектакле «Жестокие игры» по пьесе Арбузова. И старинная настенная электропроводка на пожелтевших роликах с засунутыми за нее жухлыми листочками бумаги с записями. В ассоциативной памяти зрителей всплывали первые московские телефоны, исписанные химическим карандашом стены коридоров — следы восторгов и обид, которые испытывали здесь наши родители. Старых ворот зоопарка у нас в спектаклях не было, но зато было «чертово колесо» на полсцены. А в спектакле «Ва-банк» на сцене была воспроизведена «пробка», которую мы регулярно наблюдали еще не так давно под окнами «Ленкома». Правда, это была пробка не автомобильная, а каретная, в духе Островского.

— Какие места в столице вы любите особенно?

— Радуюсь, попадая в старые московские переулки в районе Арбата, или в районе Парка культуры, напротив Москвы-реки. Там есть прекрасные дома, особенно там, где расположились посольства.

СПРАВКА

Марк Анатольевич Захаров родился 13 октября 1933 года. Советский и российский режиссер театра и кино, актер, сценарист, педагог, литератор, общественный деятель, с 1973 года — художественный руководитель и главный режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком»).

Новости партнеров