Опрос

В метро запустили тематические поезда, посвященные Дальнему Востоку и универсиаде 2019 года. А как вы относитесь к необычным составам в подземке?

Загрузка ... Загрузка ...

Опросы

Какой вы видите последнюю страницу печатной газеты «Москва.Центр»?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Марк Захаров: Я помню первозданную Пресню

Художественный руководитель Московского государственного театра «Ленком» Марк Захаров вспоминает: «Мы с азартом играли в футбол, особенно зимой, потому что падать на снег было мягче». Фото: photoxpress
Художественный руководитель Московского государственного театра «Ленком» Марк Захаров вспоминает: «Мы с азартом играли в футбол, особенно зимой, потому что падать на снег было мягче». Фото: photoxpress
Художественный руководитель Московского государственного театра «Ленком» Марк Захаров вспоминает: «Мы с азартом играли в футбол, особенно зимой, потому что падать на снег было мягче». Фото: photoxpress
Художественный руководитель Московского государственного театра «Ленком» Марк Захаров вспоминает: «Мы с азартом играли в футбол, особенно зимой, потому что падать на снег было мягче». Фото: photoxpress

Народному артисту СССР, художественному руководителю театра «Ленком» Марку Захарову исполнилось 85 лет.

С юбилеем и с вручением награды «Герой труда России» 30 октября его поздравили участники «Директорской ложи», руководители театров Москвы. О том, какой ему вспоминается Москва и как эти воспоминания отразились в спектаклях, которые он ставил, Марк Анатольевич рассказывает корреспонденту «МЦ».

— Каким было детство московской детворы?

— Воспоминания о том периоде сохранились самые светлые, несмотря на то, что послевоенное детство было достаточно голодным. Но при этом веселым. Красную Пресню, где родился и жил, я запомнил в первозданном виде: утопающую в зелени, с голубятнями, с банями на углу Баррикадной улицы и, разумеется, зоопарком. Все это для меня — дорогие сердцу места, сохранившиеся в большей степени в моей голове. И если еду там на автомобиле, то грудь каждый раз сжимается от предательских эмоций. На улице Заморенова, где жила наша семья, я впервые увидел паривший над городом дирижабль, слушал по дребезжащему репродуктору детские радиопередачи артистки Марии Бабановой, радовался веселым рассказам Зощенко.

— «Ребят с нашего двора» вспоминаете когда-нибудь?

— Я жил напротив 95-й школы. Ее потом снесли. И достаточно долго дружил с тамошними ребятами. Причем с двумя из них дружил всю жизнь. Один стал конструктором, разработчиком баллистических ракет и космических спутников. Другой — судьей, который, окончив институт, настроился на честную и ответственную работу.

— А преступность как-то ощущалась вами в то время?

— Ребята, с которыми я общался, сумели уцелеть и не попали под это, считавшееся в те времена романтическим, криминальное влияние. Мы с азартом играли в футбол, особенно зимой, потому что падать на снег было мягче. Катались на коньках: улица Заморенова, утрамбованная машинами, превращалась в настоящий каток. А коньки крепились прямо к валенкам: нога обматывалась веревкой, закрепляли обычной палкой.

— Многих людей старшего возраста сегодня, видимо, на фоне тотального разобщения, накрывает ностальгия по поводу совместного бытия в коммуналках. А вас?

— С бытовой стороны ни за что не хотел бы вернуться. Хотя соседи наши по коммунальной квартире были добрыми, внимательными к детворе, друг к другу, но на бытовой почве, конечно, ссоры случались частенько. Зато мы ходили на демонстрации, которые всегда оставляли радостное ощущение. А дома в эти дни был коллективный обед, соседи собирались за одним столом...

— Какие явления московской жизни нашли отражение в ваших спектаклях?

— Ну, например, старая московская коммуналка была воссоздана художником Олегом Шейнцисом в спектакле «Жестокие игры» по пьесе Арбузова. И старинная настенная электропроводка на пожелтевших роликах с засунутыми за нее жухлыми листочками бумаги с записями. В ассоциативной памяти зрителей всплывали первые московские телефоны, исписанные химическим карандашом стены коридоров — следы восторгов и обид, которые испытывали здесь наши родители. Старых ворот зоопарка у нас в спектаклях не было, но зато было «чертово колесо» на полсцены. А в спектакле «Ва-банк» на сцене была воспроизведена «пробка», которую мы регулярно наблюдали еще не так давно под окнами «Ленкома». Правда, это была пробка не автомобильная, а каретная, в духе Островского.

— Какие места в столице вы любите особенно?

— Радуюсь, попадая в старые московские переулки в районе Арбата, или в районе Парка культуры, напротив Москвы-реки. Там есть прекрасные дома, особенно там, где расположились посольства.

СПРАВКА

Марк Анатольевич Захаров родился 13 октября 1933 года. Советский и российский режиссер театра и кино, актер, сценарист, педагог, литератор, общественный деятель, с 1973 года — художественный руководитель и главный режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком»).

Новости партнеров