Опрос

Персонажи из мультфильмов «Крокодил Гена», «Ну, погоди!», «Винни Пух» и «Бременские музыканты» появятся на автобусе, поезде метро и остановках столичного транспорта. А какие у вас любимые герои из сов

Загрузка ... Загрузка ...

Видео

Тематический поезд «Щукин. Биография коллекции» запустили в метро

Опросы

Какой вы видите последнюю страницу печатной газеты «Москва.Центр»?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Майоликовое море под крышей дома адвоката

Федора Плевако получил статус выявленного объекта культурного наследия. Здание в стиле северного модерна, украшенное майоликой из Абрамцевской мастерской, притаилось в глубине дворов на Новинском бульваре.

Федора Никифоровича Плевако негласно называли «московским златоустом» и «митрополитом адвокатуры» за талант адвоката и бессребренничество. Его фамилия в Москве в начале XX века стала нарицательной. «Найду другого Плеваку», говорили москвичи, имея в виду адвоката, не знающего поражений, и отправляли ему пачки писем. Адрес указывали так: «Москва. Новинский бульвар, собственный дом. Главному защитнику Плеваке». Или просто: «Москва. Федору Никифоровичу».

Инвестиции во фрак

О силе слова адвоката писал даже Антон Чехов: «Плевако подходит к пюпитру, полминуты в упор глядит на присяжных и начинает говорить. Речь его ровна, мягка, искренна… Дикция лезет в самую душу, из глаз глядит огонь... Сколько бы Плевако ни говорил, его всегда без скуки слушать можно…»

В «Московских ведомостях» есть упоминания о том, что будущий «златоуст» свою карьеру начал с ошибки — первое дело он проиграл. Тем не менее благодаря газетному отчету о деле имя Плевако получило известность, и через несколько дней у него появился первый клиент с делом на 2000 рублей. Дело адвокат выиграл и, как говорят, обзавелся самой необходимой в то время вещью для юриста — собственным фраком.

Дом для Плевако строил архитектор польского происхождения Петр Микини (автор доходного дома церкви Троицы на Грязех на Чистопрудном бульваре), рассказал историк Филипп Смирнов.

— Здание построено в 1905 году. Дом отличает удивительный декор, доставшийся хозяину в благодарность за услугу от промышленника и мецената Саввы Мамонтова, — продолжил историк. — Федор Никифорович стал тем человеком, который спас Мамонтов а от угрозы тюремного заключения за растрату. Как выяснил Плевако, это было недоразумение, финансовый огрех, — и доказал невиновность Мамонтова в суде. В благодарность Савва Иванович подарил ему майоликовые панно, сотворенные в его мастерских (в усадьбе Абрамцево либо на гончарном заводе в Бутырках на 2-й ул. Ямского поля. — «МЦ»)

Сейчас эти панно украшают щипцы (верхние части стены треугольной формы под двухскатной крышей. — «МЦ») здания, рассказывая еще одну интересную историю.

Картины над городом

В то время декор для постройки в прямом смысле становился «проводником в искусство» для простых горожан, отметил Филипп Смирнов.

— Музеи, образовательные пространства были в то время недоступны для простых горожан, а майоликовые украшения — по сути те же произведения искусства, только под открытым небом. Доступная всем и каждому красота выполняла еще одну функцию, помимо декоративной, — образовательную, — объяснил историк.

Фасад дома Плевако отличают декоративные украшения — бирюзовых и фиолетовых оттенков панно с рыбками — изразцами по эскизам Михаила Врубеля, мозаика с сюжетом, изображающим девушку с распущенными волосами (то ли богиня весны, то ли скандинавская повелительница любви и войны Фрейя), панно с лебедями и павлином. Лепной растительный орнамент, крокусы и незабудки отсылают к северному фольклору и культуре Финляндии, Дании, а фигурки лебедей — к московской истории. Дело в том, что рядом, в районе нынешнего зоопарка, располагались царские садки, где разводили живность для «высокого стола». Еще одна яркая черта фасада — рельефная, фактурная штукатурка. В 1904 году, когда ее только-только научились делать, она сразу получила название «под шубу».

Использование результатов современных для того времени технологий должно было, по задумке архитектора, отсылать к прогрессивности заказчика. Дом через архитектуру органично объединил в себе символы истории города и прогресса. Здание до сих пор жилое и хранит память о выдающемся адвокате.

Новости партнеров