Опрос

В 18 парках Москвы 20 апреля открылись пункты велопроката. А вы берете транспорт в аренду?

Загрузка ... Загрузка ...

Видео

Общегородской субботник состоялся в «Аптекарском огороде»

Опросы

Какой вы видите последнюю страницу печатной газеты «Москва.Центр»?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Никита Михалков: Еще могу с обрыва прыгнуть в реку

Режиссер снимает фильм о Грибоедове и о пенсии даже не помышляет  

Один из самых известных российских кинорежиссеров Никита Михалков 21 октября отметил 70-летний юбилей. «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино» — эти и другие фильмы Никиты Сергеевича уже стали классикой. «МЦ» встретилась с мэтром и подробно расспросила о его фильмах, дорогих ему людях, взглядах.

- Никита Сергеевич, в поразительной семье Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской вы родились. Строгие были ваши родители-классики?

- О родителях я снял два публицистических фильма «Мама» и «Папа». На фоне уходящей осени, под хлопья первого снега отец читает свое философское стихотворение «Листопад»: «При всем желании судьбу не обвести. Придет и твой черед, и ты в свой срок увянешь, Но ты пока живешь! Живи! И шелести». Стараюсь «жить и по возможности шелестеть». Если говорить о воспитании, то когда я жил в семье, не понимал, кто мои родители. Мама — пишет, папа — пишет, а я в футбол хочу играть. Каждый день дома — великие люди. Святослав Рихтер всю ночь играет на рояле, я слушаю, а утром просыпаю первый урок в школе. Учителя спрашивают: «Михалков, почему снова опоздал?», — отвечаю: «Всю ночь Рихтер спать не давал — играл до утра». «Завтра придешь в школу с родителями — Рихтер ему спать не давал, фантазер!» Так я рос — в школе меня воспитывали строго, а дома по ночам играл Рихтер.

- Знаменитая польская актриса Беата Тышкевич с редкостной теплотой рассказывала мне о вашей маме. В чем ее секрет?

- А она говорила: «Никогда не обижайся — не доставляй этого удовольствия своим недругам» или «Когда оскорбили — возьми паузу — и придет верное решение». Или это: «Не суди о своей жизни по тем, кто живет лучше, а суди по тем, кто хуже». Когда я стал отцом, мама учила, что звание отца нужно заслужить.

В этом году в доме на Поварской, где жили мои родители много лет, установили памятную доску Наталье Петровне Кончаловской. Но я не чувствую отсутствия родителей. Они рядом со мной каждую минуту и оберегают меня. Моя мама была глубоко верующим человеком. А когда папу партийные чиновники журили, он отвечал: «Моя жена старше меня, и уже поэтому я во всем ее слушаюсь». Родители любили друг друга, любили людей, животных, мир и, надеюсь, передали свою любовь мне.

- Это верно, что в картине «Раба любви» главную роль могла сыграть не Елена Соловей?

- Между прочим, действие фильма «Раба любви» происходит осенью, как и действие картины «Солнечный удар». Осень — это осень, и я дитя осени. «Раба любви» — моя вторая полнометражная картина. В «Рабе любви» снималась Лена Соловей, и так начался наш кинематографический роман.

Дело было так — на главную роль в этой картине была утверждена Елена Соловей. Все костюмы для нее сшиты. Александр Калягин, ее партнер, похудел на 20 килограммов… И тут вмешивается муж Елены Соловей, который запрещает ей сниматься. На тот момент Лена только что стала мамой, располнела и якобы комплексовала. Поясню вам, что в отличие от Люси Гурченко, которая ради хорошей роли, образно говоря, «задушила бы кого угодно», Лена Соловей — раба своей семьи. Саша Адабашьян нашел другую актрису — хорошую, похожую на нее. Знаменитую.

Стали репетировать, и я вижу, что мою группу узнать невозможно — все ругаются, нервничают. Стали смотреть отснятые кадры с этой актрисой, а тогда снимали на пленку — на волшебную пленку. И я вижу, что как только эта актриса появляется в кадре — все заканчивается, что за ней — шлейф негатива. Дал поручение кастинг-директору привезти Лену Соловей — любой ценой. Не поверите — когда кастинг-директор позвонила с радостной новостью, что она везет Лену сниматься, — фотография Соловей на моей стене (всегда вешаю фотопробы всех артистов)— словно ожила и потянулась вверх.

«Пять вечеров» с Людмилой Гурченко и Станиславом Любшиным мы сняли за 26 дней, в перерывах между съемками фильма «Обломов». Эпизодическую роль сыграла Людмила Марковна и в «Обломове». Люся Гурченко — великая русская актриса, уникальная личность.

- Что такое Ялтинская киностудия?

- Это три площадки — первая в самом центре Ялты, где раньше была студия Ханжонкова, и там планируется создание музея кино, гостиницы, фестивального центра, в частности для фестиваля дебютного кино «Святая Анна», и там же должна быть историческая киноплощадка с портретами Веры Холодной и других звезд старого кино.

Другая площадка — могла бы с тать площадкой для молодых режиссеров, для новаторского кино, экспериментального, учебного, дипломного.

Третья площадка, которая находится в шести километрах от Центра Ханжонкова, и она большая — 14 гектаров, — должна стать базой, с модулями, с камерами, техникой, обслуживающей съемочные группы. Считаю, что у Ялтинской киностудии — большие перспективы.

На Ялтинской киностудии уже снимают фильмы. Как только мы решим правовые вопросы с прежними владельцами, самыми активными темпами примемся за восстановление.

- Съемки нового фильма в ваших планах есть?

- Конечно. Главный план — съемки многосерийного фильма о жизни Александра Грибоедова. Картину вынашиваем более 20 лет. Задумали ее и даже написали сценарий я, Александр Адабашьян и Ираклий Квирикадзе. За это время удалось обнаружить документы, подтверждающие факт, что английская разведка — организатор убийства Грибоедова, русский дипломат мешал им, в частности, на Шелковом пути. Фильм дорогой, с экспедициями в другие страны — в Англию, Иран, Грузию. Но фильм о Грибоедове очень актуален и необходим для России, для всех нас Грибоедов был патриотом, и о таких людях надо рассказывать молодежи.

- Как настроение в дни юбилея?

- Главное, не пропало желание прыгнуть с обрыва в реку. И здоровье позволяет это сделать.

Справка

Никита Михалков — кинорежиссер, актер, сценарист, продюсер — родился 21 октября 1945 года. Закончил Высшее театральное училище им. Щукина и режиссерский факультет ВГИКа в мастерской Михаила Ромма. В 27 лет был призван в армию, служил на флоте, на Камчатке.

В 18 лет сыграл главную роль в кинофильме «Я шагаю по Москве». В 28 лет снял первый фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Снялся в 23 кинокартинах, как режиссер создал 20 фильмов, среди них «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Обломов»

Вопросы читателей 

В течение месяца мы анонсировали интервью с Никитой Сергеевичем. В редакцию пришло много писем с вопросами режиссеру от жителей ЦАО. Вот часть из них... Остальные можно найти на нашем сайте москвацентр.рф

Виктор Ляшко, Басманный район:

- В сентябре открылась Академия кино и театра Никиты Михалкова. Установлен ли кодекс чести для учащихся? За что вы можете безжалостно исключить из академии?

- Дело в том, что атмосфера на съемочной площадке, в репетиционном зале или в академии должна быть единой, воспринимаемой каждым человеком. Это атмосфера, связанная с доброжелательностью, с улыбкой и интересом друг к другу.

Должна быть команда. Думаю, что по мере развития проекта будет составлен и некий кодекс чести для учащихся. Что касается исключения, честно говоря, не хочется об этом даже думать. Замечу, что много часов будет посвящено чтению русской литературы, урокам живописи, истории, и я уверен, что эти знания помогут слушателям академии не совершать ошибок и впитывать все знания.

- Для режиссерского и операторского факультетов необходима хорошая техническая база. Располагаете?

- Полностью с вами согласен. Да, академия имеет возможность предоставить своим слушателям для работы съемочное и звукозаписывающее оборудование. И одним из важнейших направлений работы академии является именно работа актера с камерой, то есть воспитание навыков, связанных с пониманием той или иной крупности или движения камеры.

- Но не секрет: в России не всегда самые талантливые еще и богатые?

- В нашей академии разработан механизм для поддержки талантливых молодых людей, которые не могут заплатить за обучение всю сумму сразу. А чтобы талантливые, но небогатые могли у нас учиться — им достаточно заплатить при поступлении только 10 процентов от общей суммы, а остальное они смогут вернуть из тех контрактов, которые академия им будет помогать заключать. По-моему, это честный договор.

Анастасия Петренко, район Хамовники:

- Как вы считаете, возможно ли хотя бы частично возродить старые добрые традиции советского кинематографа в современном отечественном кино (в игре актеров, сюжете)?

- Сегодня в отечественном кино есть серьезная проблема — утрата зрителя. В 1998 году моя картина «Сибирский цирюльник» вышла в России 30 копиями в 36 кинотеатрах страны (больше не было кинотеатров, оснащенных технически). За четыре года картина собрала два миллиона 700 тысяч долларов. Потом появилась тенденция, согласно которой немалая часть зрителей принципиально перестала смотреть российское кино, считая его незаслуживающим внимания. И только сейчас возрождается интерес к отечественному кино.

Телевизионный канал настоятельно попросил мой фильм «Солнечный удар» для показа раньше допустимого после проката на большом экране отрезка в 6 месяцев, объяснив это тем, что более 50 процентов населения страны не имеет возможности смотреть кино на большом экране. Но в день показа картины по ТВ в кинотеатрах ее посмотрели более двух тысяч зрителей. Более того, фильм «Солнечный удар» по просьбам зрителей три дня назад вновь показывают в киноцентре «Соловей». Это говорит о том, что зритель возвращается в кинотеатры, чтобы смотреть серьезное кино.

Станислав Устинов, район Замоскворечье:

- Считаете ли вы, что в современном кино слишком много так называемых элементов американского кино: драк, разборок и экшена? Можно ли эти «неотъемлемые элементы» как-то обойти стороной?

- Во-первых, русская актерская школа — лучшая в мире, и единственный ее конкурент — английская школа. Недаром все американские звезды обучались в школе Ли Страсберга, где в основе преподавания техника и система Михаила Чехова. Я тоже читал лекции и мастерклассы в этой школе, и на моих лекциях присутствовал сам Пол Ньюман. Наша главная проблема в том, что хорошим актерам не хватает режиссуры и режиссеров. Режиссура — это не только мировоззрение, не только обобщение, а нахождение возможностей для помощи артисту. Плох тот режиссер, который говорит артисту: «Ну, давай играй — ты же артист!».

 

Новости партнеров