Осторожно, двери закрываются

Автор: Александра Кирчанова
Александра Кирчанова, обозреватель газеты "Москва Центр"
Александра Кирчанова, обозреватель газеты "Москва Центр"

Лето в Москве закончилось неожиданно. Теплой погоды не хватило даже на качественное бабье лето.

Блаженный период затишья и отпусков сменился новым рабочим и учебным сезоном. А значит, вставать нужно на час раньше, да и любимые туфли лучше поберечь. И хотя сердце еще верит в чудеса, организм уже пытается примириться с возобновившимися пробками и давкой в общественном транспорте.

Московский общественный транспорт местами - притча во языцех. Признаться, за лето я успела забыть, что такое «Выхино» в восемь часов утра.

Фиолетовая ветка метро давно признана перегруженной. Власти и департаменты всеми путями стараются улучшить здесь ситуацию. Но я считаю, что сначала нужно что-то менять пассажирам - в собственных головах.

Я помню, как радовалась появлению современного и комфортабельного метропоезда «Москва» на линии. Яркий, светящийся, мягкий и стильный, на мониторах играет рекламный ролик состава, выполненный в стиле фильмов Бекмамбетова. Красота. Я верила в этот поезд ровно до тех пор, пока высокотехнологичные разработки не столкнулись с суровой реальностью.

Состав подъехал к платформе. Я не успела сделать и шага - внутрь потоком ринулись люди. Они не обращали внимание ни на вжавшихся в стенки вагона пассажиров, ни на фразу «Осторожно! Двери закрываются». Действовали по принципу «всегда влезали - и сейчас влезем».

Двери наконец закрылись, защемив какого-то бедолагу. Но тут же интеллигентно-испуганно распахнулись снова, заморгав красным светом.

Фото: "Вечерняя Москва"
Фото: "Вечерняя Москва"

Для меня это стало неожиданностью.

Я наблюдала с перрона за борьбой разумного общества и неразумной машины. Народ в вагоне уплотнился, надеясь, что сейчас поезд отправится.

Но тут из задних рядов стоящих на платформе людей к дверям протиснулся бойкий, невысокий мужчина в пиджаке и с солидным животиком. По его мнению, в вагоне было полно места. Он ломанулся внутрь. Начавшие было закрываться чувствительные двери, которые он задел локтем, печально пискнули и обреченно разъехались. Пассажиры поезда удивительным образом ужались и всосали мужчину в вагон. Двери начали закрываться.

И все бы было хорошо - но тут из задних рядов...

На перроне перед то и дело распахивающимися дверями вагонов, реагирующими на локти и сумки, мы провели двадцать минут. Спешащие на работу москвичи и жители Подмосковья не хотели уступать, а поезд не знал, что нужно пойти на компромисс. Точку поставил срывающийся голос в радиорубке, потребовавший: «Всем покинуть вагон».

Вот тогда я поняла, почему поезда нередко останавливаются и долго стоят между станциями, ожидая, когда освободится путь.

Мне удалось попасть в следующий состав - но успокоилась я рано. Меня ожидало еще множество восхитительных моментов: удар локтем в глаз от рядом стоящего человека, барахло из сумки соседки, увлеченно искавшей телефон, утрамбовывание пассажиров на каждой станции.

...Если у кого-то есть иллюзии на тему вместимости вагона, то они рассеиваются на станции "Волгоградский проспект" фиолетовой ветки. Именно здесь в поезд войдет ровно столько же человек, сколько в нем уже есть. И плевать, если кто-то окажется под ногами.

Именно на этой станции я через окно пронаблюдала борьбу не на жизнь, а на смерть. Солидная, интеллигентная, ухоженная дама в дорогом костюме и с айфоном в отполированных коготках, радостно встретив состав, развернулась подтянутой попой к нему и спиной попыталась втиснуться в вагон, уцепившись за потолок. Потолок прогибался. Тело не вмещалось. После третьей попытки леди выдавило обратно на платформу. Она крутанулась лицом к вагону, покрыла всех отборнейшим матом и удалилась.

Я искренне не понимаю, как Антон Городецкий увидел в вагоне метро только одну крупную и несколько мелких «воронок проклятья». Такое впечатление, что над каждым пассажиром метро утром формируется знатный вихрь «черных птиц». Потому как любить людей в час пик в общественном транспорте просто невозможно.

Куда девается воспитание, хорошее образование и «голубая кровь»? Бесполезно увеличивать количество поездов, открывать новые станции и кольца. Пока люди со звериным остервенением будут продолжать бороться за место в вагоне, проблема не исчезнет.

СПРАВКА

Антон Городецкий - главный герой серии книг Сергея Лукьяненко «Дозоры». В фильме «Ночной дозор» режиссера Тимура Бекмамбетова  Городецкий (в исполнении актера Константина Хабенского) едет в заполненном вагоне метро и видит над одной из пассажирок «воронку проклятия» - кружащую стаю черных ворон, расширяющуюся вверх.



Новости СМИ2