Опрос

В Кремле 20 октября пройдет последний развод караулов Президентского полка в 2018 году. Хотели бы вы увидеть это?

Загрузка ... Загрузка ...

Опросы

Какой вы видите последнюю страницу печатной газеты «Москва.Центр»?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Шоковая терапия искусством от Щукина

3 мая 2018 года. Здание по Большому Знаменскому переулку, которое принадлежало Щукину, сейчас находится в ведении Министерства обороны. Фото: Наталия Нечаева
3 мая 2018 года. Здание по Большому Знаменскому переулку, которое принадлежало Щукину, сейчас находится в ведении Министерства обороны. Фото: Наталия Нечаева
3 мая 2018 года. Здание по Большому Знаменскому переулку, которое принадлежало Щукину, сейчас находится в ведении Министерства обороны. Фото: Наталия Нечаева
3 мая 2018 года. Здание по Большому Знаменскому переулку, которое принадлежало Щукину, сейчас находится в ведении Министерства обороны. Фото: Наталия Нечаева

В начале XX века дом 8 по Большому Знаменскому переулку распахивал двери для всех желающих осмотреть знаменитую коллекцию полотен хозяина, предпринимателя и мецената Сергея Щукина. Экскурсантов ждали шокирующие полотна Моне, Дега, Матисса, Гогена.

Уютная двухэтажная усадьба в XVIII веке принадлежала поручику Алексею Столыпину, пензенскому предводителю дворянства и прадеду поэта Михаила Лермонтова. В середине XIX века дом, которым владела княжеская семья Трубецких, славился своими балами и приемами — по слухам, здесь бывал Александр Пушкин. В 80-х годах XIX века хозяином дома стал купец Иван Васильевич Щукин, который позднее подарил усадьбу своему сыну Сергею — будущему коллекционеру.

Ощущение чудесного

Сергей Щукин превратил усадьбу в культурный салон — у поклонника искусств и мецената бывали Дягилев, Станиславский, Рахманинов, Шаляпин.
— Только в Москве можно было встретить такие чудеса, такую тихую деревенскую усадьбу в самом центре огромного и шумного города. Но ощущение чего-то чудесного усиливалось, как только вы переступали порог этого дома — и сразу оказывались как бы в Париже, в самом современном, левом Париже..., писал Александр Бенуа, имея в виду коллекцию полотен западноевропейских художников.

Мечтал создать музей

«Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай». Таким принципом при выборе картин руководствовался Щукин. У него было замечательное чутье. Сергей Иванович начал собирать Сезанна, Ван Гога, Гогена в то время, когда в России, да и на родине художников, еще не понимали и не могли оценить это искусство.

Любимым художником Щукина был Анри Матисс — его картинами был заполнен кабинет и даже гардеробная. По его заказу художник написал панно «Танец» (и «Музыка»). Как-то к Щукину пришел Репин, увидел «Танец» и пообещал, что в этом доме ноги его больше не будет.

В 1911 году Матисс гостил у Щукина. В дневнике писателя Андрея Белого осталась запись, что Матисс «зажился у него: пьет шампанское, ест осетрины и хвалит иконы; не хочет-де ехать в Париж…» В 1914 году Сергей Иванович открыл галерею для широкой публики, мечтая создать музей новой французской живописи. Уникальная щукинская коллекция импрессионистов сделала это место легендарным как для истории отечественного искусства, так и мирового, отмечает историк Михаил Коробко.

Коллекционер на фоне картины Матисса «Женщина в зеленом».

— Щукин сделал не меньше, чем Третьяков, потому как если Третьяков собирал современность, то Щукин — будущее, — подчеркнул историк. Планы нарушила революция.
Щукин оказался в эмиграции, а коллекция — в новоиспеченном «Первом музее новой западной живописи». Позже собрание Щукина стало частью Музея нового западного искусства, который просуществовал до 1948 года. Сегодня здание находится в ведении Министерства обороны, а щукинская коллекция — в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина и в Эрмитаже.

Новости партнеров