Опрос

Сейчас по центру гуляет много фанатов Чемпионата мира по футболу. А с кем вы успели сделать селфи?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Я многого достиг, но открывать Чемпионат мира по футболу на глазах у 80 тысяч зрителей на трибунах стадиона и миллионов любителей игры по всему миру — это просто детская мечта.
— Я многого достиг, но открывать Чемпионат мира по футболу на глазах у 80 тысяч зрителей на трибунах стадиона и миллионов любителей игры по всему миру — это просто детская мечта.
Британский певец Робби Уильямс

Опросы

Какой вы видите последнюю страницу печатной газеты «Москва.центр»?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Игорь Карташев. Знакомых окон негасимый свет

Игорь Карташев (слева) и Валентин Гафт (справа). Фото предоставлено Игорем Карташевым
Игорь Карташев (слева) и Валентин Гафт (справа). Фото предоставлено Игорем Карташевым
Игорь Карташев (слева) и Валентин Гафт (справа). Фото предоставлено Игорем Карташевым
Игорь Карташев (слева) и Валентин Гафт (справа). Фото предоставлено Игорем Карташевым

В первый вечер апреля сценическое камерное пространство Театра им.Вахтангова, называемое «арт-кафе», заполнится чарующей музыкой и мелодикой стихов поэтов серебряного века: заслуженный артист России, вахтанговец Игорь Карташев  выйдет на новую  сцену в авторской программе «Я думаю о ней». Накануне концерта обозреватель «Москва-Центра» побывала в гостях у артиста.

Окна его квартиры смотрят на Елоховскую церковь.  Наверное, это особое состояние - просыпаться в центре старой Москвы под звон колоколов. Их звучание неизменно присутствуют в его романсах, как присутствуют в его же пейзажах ощущение запаха "свихнувшегося" марта в уютных московских двориках. Талантливый человек – талантлив во всем. Это смело можно сказать и о Игоре Карташеве – актере, певце, музыканте, художнике.

Игорь, глядя на ваши городские пейзажи, чувствуешь, как в весеннем воздухе  носится запах корицы из соседней «французской пекарни», что  на Старой Басманной. Не жалеете, что в какой-то момент попрощались с профессией художника и стали артистом театра?

- Моя первая профессия всегда будет со мной. По крайней мере, мне так казалось, когда, закончив Художественный институт в Алма-Ате и работая по специальности, я уезжал в Москву поступать в  театральный ВУЗ. Картины мои  к тому времени висели в музеях, проходили мои выставки, и все, в общем-то,  устраивало.  Была «лишь нота одна не спета» - меня манил театр. Да и художник в советское время мог зарабатывать на жизнь только, если писал портреты членов политбюро. Поток подобных заказов не иссякал, а времени на нормальную живопись не оставалось.

Фото: "Вечерняя Москва"
Игорь Карташев. Фото: "Вечерняя Москва"

- Среди фотографий  на стенах квартиры – Юрий Яковлев, Валентин Гафт, Лев Борисов – ваши  партнеры по сцене.  А еще здесь портреты ваших предков. Они тоже - артисты?

-  Я вырос в старой артистической семье. Бабушка и дед всю жизнь пели на оперной сцене. Мне иногда казалось, что они вышли из 19 века: книги, длинные халаты, пенсне, по вечерам семья собиралась за столом, играли в лото. Мама преподавала в консерватории. Возможно, я бы никогда  не решился на крутой поворот в жизни, если бы не судьбоносная встреча. Как-то вечером, заглянув в бар рядом с домом, увидел за стойкой Юрия Богатырева. Он приехал на гастроли в Алма-Ату с театром. Есть очень немного артистов, к которым мне хотелось бы подойти и заговорить. Я сел за стойку рядом, заказал кофе и представился. Он кивнул и мы разговорились. Тогда я еще не знал, что он был очень неплохим художником. Подозреваю, что именно эта схожесть судеб и привлекла его внимание. Он предложил что-нибудь почитать: прямо там, в баре я читал  «Стеньку Разина» Цветаевой. А когда закончил, он сказал: «Поезжай, ты поступишь!»  И я  понял, что  никогда себе не прощу, если не рискну.

- Над роялем - фото Евгения Рубеновича Симонова, режиссера Малого и Вахтанговского театров, мастера вашего курса в Щукинском театральном училище. Что дало вам общение с ним?

- Евгений Рубенович был аристократом до мозга костей. И поэтом. Он провидчески нам говорил: «Мальчишки, пьесы на производственные темы – шелуха, она  отвалится,  останется только поэтический театр». Всегда подтянутый, в накрахмаленной белоснежной рубашке и бабочке, он мог часами играть на  рояле Шопена, читать на память Пушкина. Или обожаемого им Пастернака, который его, двухлетнего, качал на руках. Симонов «поставил нам руку», вселил веру в себя. Если что-то не получалось, мог сказать: «Дорогой мой, имей в виду, ты – лучший артист следующего тысячелетия! Я не видел лучше даже во МХАТе!» Мы с трезвым юмором относились к этим словам, однако, каждый выходил от Мастера окрыленным.

- Ваши романсы на стихи Пастернака,  Набокова, Северянина, Бродского постоянно звучат в  концертах на сцене театра Вахтангова, Доме журналиста, "Гнезде глухаря".  Любопытно, а помогают ли навыки художника музыканту Игорю Карташеву?

- Если вы вчитаетесь в ранние стихи Пастернака, то поймете, что они - сродни импрессионизму: их смысл дробится и ускользает от понимания, но создает настроение. В какой-то момент, когда я писал к ним музыку, то понял, что Пастернак, как истинный художник, вводит нас в реальность, которую, может быть, нам и не надо до конца понимать. Ее надо просто воспринимать: «ах!» -  и  мурашки побежали по коже. Это одна из граней искусства. В  романсах было важно передать атмосферу его  стихов – тональность февральской метели,  ритм мартовской  капели, призрачные очертания фигур в городских сумерках. Тогда они получаются атмосферными. «А-ля прима» - есть такое понятие в живописи, когда  пишешь акварелью по сырому, сиюминутно. Исправить ничего невозможно, положил краску –либо получилось, либо нет. Если нет -надо скомкать лист и выбросить. Это самый сложный вид живописи, нужно быть мастером, чтобы работать в этой технике.

Фото предоставлено Игорем Карташевым
Фото предоставлено Игорем Карташевым

- За тридцать лет в вашем актерском театральном и сериальном арсенале скопилось много серьезных ролей  - Франсуа Вийон, Казанова, Граф фон дер Пален, Даниил Московский, Герцог де Гиз. Многие роли вы играли годами. Трансформируются ли образы со временем? И должен ли театральный артист работать в сиюминтурной технике «а-ля прима»?

- Этот опасный вопрос, так как он  связан с тем, что артист сегодня несет в себе, насколько интересен он зрителю. Потому что артист вышел даже в самом потрясающем костюме, но  пустой – это катастрофа. Хотя попробуйте сказать ему, что он ничего сегодня не привнес - будет громко возмущаться. Такова наша природа.

Когда  я начинал играть, скажем, Вийона, то понимал, что Франсуа – бунтарь, "робин гуд", и  потому рвался "из всех сухожилий". Но через 10-15 лет (мюзикл "Франсуа Вийон. Блудный сын", к которому И.Карташев написал музыку, шел 20 лет при полных аншлагах  - ВМ) пришла какая-то мудрость. Я понял, что надо не орать и  рвать селезенку, а надо  насыщать песни и роль сегодняшней мыслью и совсем другой энергией - выходит гораздо интереснее. В живописи начинает получаться что-то стоящее, только  когда ты стоя перед холстом «накручиваешь» себя до  нужного состояния, и начинаешь кожей ощущать то, что собираешься изобразить. Так и - с ролью. И  только в такой момент можно выходить на сцену. Это - из моего 28-летнего опыта пребывания на подмостках.

Мне нравится, что роль у меня никогда не получается одинаково. Вийона я играл больной, здоровый, выспавшийся, уставший. Когда был отдохнувшим, спектакль, как ни странно, шел хуже. Когда был в полумертвом состоянии, и думал, лишь бы дотянуть - все лишнее отваливалось, и зал взрывался аплодисментами. Это  большое счастье для артиста - установить контакт со зрителем. И когда он есть, то за это можно все отдать! Просто все.

 

СПРАВКА

Игорь Карташев, заслуженный артист России ( род. 22 июня 1960 года) – окончил факультет живописи в инститкуте Алма-Аты,  театральное училище им.Бориса Щукина. Член Союза Художников. Лауреат актерской песни конкурса им.Андрея Миронова.  Играл центральные  роли в спектаклях «Блудный сын. Франсуа Вийон», «Варфоломеевская жесть», «Три возраста Казановы», «Валентин и Валентина», «На всю катушку» и многих других. Известен зрителям по ролям в фильмах и сериалах «Лестница в небеса», «Зона», «Александровский сад», «Москва. Три вокзала», «Поворот наоборот» и других.

Новости партнеров